Северная Пальмира
и её резиденции

Орани
енбаум


Ораниенбаум

Орани
енбаум

Китайский дворец
Ораниенбаум.
Китайский дворец

Ораниенбаум - это немецкое название резиденции сподвижника Петра Великого - А. Д. Меншикова - состоит из 2-х слов «оранж» (orange - «апельсин») и «баум» (baum - «дерево»). Ботанический смысл названия подчеткивал частный, а не парадный характер летней резиденции герцога и Светлейшего князя Меншикова. Начало Ораниенбаумского дворцово-паркового комплекса восходит к первым годам 18 столетия, когда одна из финско- шведских мыз на южном берегу Финского залива вблизи устья речки Карость перешла в собственность Меншикова. С 1707 года здесь началось строительство его загородной резиденции. Спустя 3 года архитектор Дж. Фонтана начал возводить каменный дворец и разбивать регулярный сад. Его сменил И.-Г. Шедель, руководивший 15 лет всеми архитектурными делами князя. С января 1725 по сентябрь 1727 года Ораниенбаумкая резиденция блистала почти царчтвенным великолепием, отвечавшим положению «полудержавного властелина» России. В 1743 году Ораниенбаум отдали под летнюю резиденцию Великого князя Петра Федеровича (будущего Петра 111) и его супруги Екатерине Алексеевны (будущей Екатерины 11). Почти 10 лет Ораниенбаумским строительством руководил Б. Ф. Растрелли. С 1756 года заботы об архитектурном развитии поручили Антонио Ринальди. Угождая вкусам Петра Федеровича, он создал крепость Петерштадт. В 1762 - 1774 годах для Екатерины 11 зодчий сформировал третий Ораниенбауский ансамбль, включавший Китайский дворец, Катальную горку с павильоном и парк с разнообразными декоративными строениями. оставаясь вне зоны оккупации в период Второй мировой войны, Ораниенбаум, в отличие от всех других загородных резиденций Петербурга, сохранил подленный художественный облик памятника 18 века.

Большой Китайский кабинет
Ораниенбаум.
Большой Китайский кабинет

Китайский дорец, созданный Ринальди в 1762-1768 годах, отличается несравнимым соершенством и утонченной роскошью декора
Стеклярусный кабинет
Ораниенбаум.
Стеклярусный кабинет
интерьеров. В симметричные объемы дворцового здания вписаны прихотливые по композиции и абсолютно индивидуальные по художественному убранству парадные залы (Большой зал, Зал муз и Большой китайский кабинет), гостиные, покои и личные комнаты Екатерины 11 и ее сына Павла. В трех парадных интерьерах сюжеты плафонов, мотивы орнаментики паркета, тканей заимствованы из произведений китайского искусства, что и определило существующее название дворца. особое восхищение вызывает Большой Китайский кабинет. Его стены облицованы деревянными наборными панно, в которые включены пластины слоновой кости с изображением сцен итайской жизни. Подлинным сокровищнм декоративно-прикладного искусства предстает Стеклярусный кабинет. Его стены украшают 12 панно, где по стеклярусному фону- основе вышиты шелком фантастические пейзажи тропических лесов, населенные птицами, украшенные фигурными мостиками и беседками.

Катальные горы, по которым зимой скатывались на санках, а летом в колясках со специальными приспособлениями, служили одной из забав придворного общества 18 столетия. От Ораниенбаумской катальной горы сохранился только павильон, созданный Ринальди. Круглый зал, декорированный орнаментальной лепкой и росписью, является самым большим помещением павильона. Уникальный пол зала исполнен из искусственного мрамора с прихотливой орнаментальной росписью.

«Петерштадт» (с немецкого - «город Петра») отличается среди достопримечательностей Ораниенбаумского
Дворец «Петерштадт». Картинный зал
Ораниенбаум.
Дворец «Петерштадт». Картинный зал
ансамбля своеобразным назначением. Название этого миниатютного дворца связано с тем, что он являлся главным зданием небольшого города-крепости, построенного по вем правилам фортификационного искусства 18 столетия. В крепости было предусмотрено все, что являлось необходимым для для военных маневров, батальных игрищ, которые столь любил ее хозяин - в то время еще наследник российского престола Великий князь Петр Федорович. Ныне от крепости и всех построек, которые возводили по проекту Ринальди, сохранились только почетные ворота и дворец.

Несмотря на оборонное назначение, крепость отличалась подчеркнутой парадностью интерьеров. Стены Большого кабинета, или Картинного зала, самого большого и представительного помещения, сплошь закрыты 63 живописными полотнами западноевропейских художниов 17-18 веков, а нижняя часть стен декорирована лаковым панно с росписями на модные китайские сцены (мастер Ф. Власов).

С Петерштадтом связаны последние дни пребывания имперотора Петра 111 на троне. Здесь, в окружении голштинских полков, он ожидал роковых известий от своей мятежной супруги, так и не предприняв решительных мер к спасению.


¦ГЛАВНАЯ ¦САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ¦ПЕТЕРГОФ ¦ЦАРСКОЕ СЕЛО ¦ГАТЧИНА ¦ПАВЛОВСК ¦ОРАНИЕНБАУМ
© 2005. Северная Пальмира и ее резиденции автор: Серова Ольга E-MAIL: o_markiza@mail.ru
Сайт создан в системе uCoz