|
Орани енбаум |
Ораниенбаум
|
Орани енбаум |
| Ораниенбаум.
Китайский дворец
|
Ораниенбаум -
это немецкое название резиденции сподвижника Петра Великого - А. Д. Меншикова - состоит из 2-х
слов «оранж» (orange - «апельсин») и «баум» (baum -
«дерево»). Ботанический смысл названия подчеткивал частный, а не парадный
характер летней резиденции герцога и Светлейшего князя Меншикова. Начало Ораниенбаумского
дворцово-паркового комплекса восходит к первым годам 18 столетия, когда одна из финско-
шведских мыз на южном берегу Финского залива вблизи устья речки Карость перешла в собственность
Меншикова. С 1707 года здесь началось строительство его загородной резиденции. Спустя 3 года
архитектор Дж. Фонтана начал возводить каменный дворец и разбивать регулярный сад. Его
сменил И.-Г. Шедель, руководивший 15 лет всеми архитектурными делами князя. С января 1725
по сентябрь 1727 года Ораниенбаумкая резиденция блистала почти царчтвенным великолепием,
отвечавшим положению «полудержавного властелина» России. В 1743 году Ораниенбаум
отдали под летнюю резиденцию Великого князя Петра Федеровича (будущего Петра 111) и его
супруги Екатерине Алексеевны (будущей Екатерины 11). Почти 10 лет Ораниенбаумским строительством
руководил Б. Ф. Растрелли. С 1756 года заботы об архитектурном развитии поручили Антонио Ринальди.
Угождая вкусам Петра Федеровича, он создал крепость Петерштадт. В 1762 - 1774 годах для Екатерины 11
зодчий сформировал третий Ораниенбауский ансамбль, включавший Китайский дворец, Катальную горку
с павильоном и парк с разнообразными декоративными строениями. оставаясь вне зоны оккупации в
период Второй мировой войны, Ораниенбаум, в отличие от всех других загородных резиденций
Петербурга, сохранил подленный художественный облик памятника 18 века.
| Ораниенбаум.
Большой Китайский кабинет
|
Китайский дорец, созданный
Ринальди в 1762-1768 годах, отличается несравнимым соершенством и утонченной роскошью декора
| Ораниенбаум.
Стеклярусный кабинет
|
интерьеров. В симметричные объемы дворцового здания вписаны прихотливые по композиции и абсолютно
индивидуальные по художественному убранству парадные залы (Большой зал, Зал муз и Большой китайский
кабинет), гостиные, покои и личные комнаты Екатерины 11 и ее сына Павла. В трех парадных интерьерах
сюжеты плафонов, мотивы орнаментики паркета, тканей заимствованы из произведений китайского
искусства, что и определило существующее название дворца. особое восхищение вызывает Большой
Китайский кабинет. Его стены облицованы деревянными наборными панно, в которые включены пластины
слоновой кости с изображением сцен итайской жизни. Подлинным сокровищнм декоративно-прикладного
искусства предстает Стеклярусный кабинет. Его стены украшают 12 панно, где по стеклярусному фону-
основе вышиты шелком фантастические пейзажи тропических лесов, населенные птицами, украшенные
фигурными мостиками и беседками.
Катальные горы, по которым
зимой скатывались на санках, а летом в колясках со специальными
приспособлениями, служили одной из забав придворного общества 18 столетия. От Ораниенбаумской
катальной горы сохранился только павильон, созданный Ринальди. Круглый зал, декорированный
орнаментальной лепкой и росписью, является самым большим помещением павильона. Уникальный пол зала
исполнен из искусственного мрамора с прихотливой орнаментальной росписью.
«Петерштадт»
(с немецкого - «город Петра») отличается среди достопримечательностей Ораниенбаумского
| Ораниенбаум.
Дворец «Петерштадт». Картинный зал
|
ансамбля своеобразным назначением. Название этого миниатютного дворца связано с тем, что
он являлся главным зданием небольшого города-крепости, построенного по вем правилам
фортификационного искусства 18 столетия. В крепости было предусмотрено все, что являлось необходимым
для для военных маневров, батальных игрищ, которые столь любил ее хозяин - в то время еще наследник
российского престола Великий князь Петр Федорович. Ныне от крепости и всех построек, которые
возводили по проекту Ринальди, сохранились только почетные ворота и дворец.
Несмотря на оборонное назначение, крепость отличалась
подчеркнутой парадностью интерьеров. Стены
Большого кабинета, или Картинного зала, самого большого и представительного помещения, сплошь
закрыты 63 живописными полотнами западноевропейских художниов 17-18 веков, а нижняя часть стен
декорирована лаковым панно с росписями на модные китайские сцены (мастер Ф. Власов).
С Петерштадтом связаны последние дни пребывания имперотора
Петра 111 на троне. Здесь, в окружении голштинских полков, он ожидал роковых известий от своей
мятежной супруги, так и не предприняв решительных мер к спасению.
|